Мой город — Ставрополь
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Предки против: что делать, если родители не согласны с выбором вуза

По последним данным ВЦИОМ, только 4% родителей готовы принять любой выбор профессии ребенка. «Учёба.ру» вместе с клиническим психологом, специалистом по работе с подростками Ильей Хломовым объясняет, как правильно говорить с родными на тему профориентации.
Лилия Хакимова
29 ноября 2017
Фото: Funk Dooby / Flickr / CC BY-SA 2.0

Подросток хочет стать разработчиком компьютерных игр, папа видит сына исключительно инженером, а мама уверена, что ребенок должен сделать карьеру военного. И у каждого есть свои аргументы: сын целыми днями сидит за компьютером, и ему больше ничего не интересно, отец говорит, что за инженерами будущее, а мать считает, что только армия способна обеспечить человеку достойную жизнь. Распространенный конфликт отцов и детей, с которым в те или иные моменты сталкивается практически каждая семья.

По последним данным ВЦИОМ, только 4% родителей готовы принять любой выбор профессии ребенка. С 2005 года количество таких семей уменьшилось почти на 10%. Взрослые сейчас ориентированы на стабильность, поэтому советуют подросткам выбирать «бюджетные» профессии: более трети опрошенных хотят, чтобы их дети были медиками, каждый десятый родитель видит своего ребенка педагогом, механиком, инженером, юристом, экономистом или военнослужащим.

Многие подростки думают, что родители не хотят идти в ногу со временем и не могут дать хороший совет по выбору специальности. Но попробуем сравнить ожидания родителей с любым из списков профессий будущего, которые составляются регулярно (подробнее — в спецпроекте «Учёбы.ру» «Работа будущего»). При пристальном изучении заметно, что через 15-20 лет будут востребованы, по сути, все те же специалисты, только с учетом развития искусственного интеллекта.

Родители и подростки спорят о конкретных профессиях, но их конфликт в действительности лежит в совершенно иной плоскости. Зачастую он основан на неумении участников диалога выслушать друг друга и аргументировать свою позицию. Если обратиться не к профессиям, не жизненному опыту и возрасту отцов и детей, а к проблемам коммуникации, проблему можно решить мирно, цивилизованно и так, что все останутся довольны.

Категоричность

Зачастую взрослые в принципе не отвечают на вопрос, почему они хотят, чтобы их ребенок работал по той или иной специальности. Единственное, что они могут сказать: «Пойдешь только врачом, и точка!». А если дети начинают с ними спорить, реагируют еще агрессивнее: «Никаких актерских институтов, я сказала!». Когда родители категорически отказываются принять точку зрения школьника и взамен навязывают ему свою собственную, это вызывает противоположную реакцию: ребенок возмущается и действует «от противного». Кроме того, он начинает копировать поведение взрослых и на вопрос, почему выбрал именно эту профессию, отвечает: «Хочу и все!». Такой диалог выглядит так, словно диалог ведут два ребенка, поспорившие из-за игрушки, а не двое взрослых (или повзрослевших) людей, которые готовы нести ответственность за свои решения и слова. Мало озвучить свои желания, необходимо обсудить свой выбор с другими и привести аргументы в его защиту.

«Наличие такого конфликта говорит о большой жесткости взглядов, — объясняет клинический психолог, специалист по работе с подростками Илья Хломов. — Аргументировать свою точку зрения имеет смысл только в том случае, если эту точку зрения могут услышать. То есть первостепенно, чтобы обе стороны были готовы к диалогу, допускали возможность другой позиции. Если этого нет, то любые переговоры становятся бессмысленными. В этом случае не факт, что профориентация или мнение специалиста окажутся весомыми. Дальше вопрос возвращается к тому, достаточно ли силен подросток, чтобы противостоять родителям и отстаивать свою позицию».

Стереотипы и недостаток информации

Обе стороны такого семейного конфликта часто знают о профессиях и о рынке труда очень мало. Для мамы компьютерные игры сына — лишь развлечение. Она просто не представляет, что это огромный рынок, в рамках которого можно сделать успешную карьеру. Для школьника же слова отца о том, что необходимо получить инженерную специальность, — пустой звук, ведь он не понимает, чем именно будет заниматься. Список направлений инженерии сегодня невероятно велик, можно выбрать любую сферу, от строительства до изучения космоса, но родные об этом обычно не говорят.

Именно поэтому так важна коммуникация. Старшеклассник может, например, объяснить, чем собирается заниматься: показать родителям список компаний, выпускающих компьютерные игры, рассказать, какие в них бывают вакансии (об IT-профессиях читайте в спецпроекте «Учёбы.ру» «Цифровые герои»). Родители могут сделать то же самое, только поговорить о той профессии, которую хотят посоветовать ребенку. Ведь рынок труда меняется невероятно быстро.

«Конечно, было бы здорово почитать про выбранное направление, узнать, зачем оно нужно, — говорит Илья Хломов. — Материалов сейчас огромное количество. Но если никак не получается, то лучший вариант — это заниматься своей жизнью. Не могут родители принять твой выбор — ну и ладно. В жизни детей есть много всего другого, не касающегося профессии, о чем можно говорить и что может быть базой для сохранения отношений».

Одно решение раз и навсегда

В 17 лет трудно раз и навсегда определиться с профессией — обычно старшеклассники выбирают только направление обучения и вуз. Ошибка многих родителей заключается в том, что они требуют от ребенка окончательного решения здесь и сейчас. Подобное давление не способствует рефлексии и уничтожает саму атмосферу мирного диалога. «Профессия — это на всю жизнь» — фраза, которая в современных реалиях не работает. Эксперты в один голос говорят, что образование должно быть непрерывным — только так человек может оставаться востребованным специалистом несмотря на высокую скорость технологического прогресса и неопределенность в области экономики, а также общественной и политической жизни. Если все члены семьи знают, что вектор обучения и направление развития карьеры можно корректировать, им легче прислушаться друг к другу.

«Выбрать профессию — очень непростая задача, — уверен Илья Хломов. — К счастью, в современном мире профессию можно поменять несколько раз за жизнь. Даже если родитель отнесет документы ребенка в определенный вуз, ходить или не ходить туда будет все-таки сам ребенок».

Неправильная оценка мотивации

Некоторые уже в школе знают, чем хотят заниматься. Но родители не всегда воспринимают этот выбор всерьез. Очень важно, чтобы они правильно оценили мотивацию школьника. Если его слова подтверждаются действиями: он ищет вузы или блоги, посвященные выбранной профессии, часто говорит о ней — вмешиваться не стоит. Но бывает и наоборот: мотивации никакой, а родители либо продавливают собственный вариант, либо бросают ребенка один на один с проблемой. Эксперты говорят, что лучше всего воспринимать дискуссии по поводу выбора профессии как общий семейный проект, где каждый предлагает свои варианты и «продает» их родным. Если семья не справляется с созданием такого проекта сама, можно посетить карьерный форум, обратиться к консультантам или пройти профориентационный тест.

«Во-первых, если у ребенка есть мотивация, интерес и желание — то это очень важно, — говорит Хломов. — У многих нет и этого. Во-вторых, эту жизнь ему придется жить самому. Обычно серьезный и несерьезный настрой легко увидеть невооруженным взглядом. В одном случае понятно, куда, зачем, есть конкретные шаги, планы, возможность обсуждать эту тему. В другом случае нет внятной картины, но есть желание избежать этой темы в обсуждении и уйти от ответов на любые конкретные вопросы. В случае „от противного“ полезно обратиться к специалисту, чтобы подросток увидел, что это не только родительское мнение».

Илья предлагает родителям вопросы, которые могут прояснить ситуацию:

  • Где ты будешь учиться?
  • Где ты будешь работать?
  • Что тебя в этом привлекает?
  • Как ты планируешь туда попасть?
  • Какие еще смежные области есть?
  • Где еще эти знания могут быть применимы?
  • На кого в этом направлении ты мог бы равняться?

Выслушивая ответы, очень важно обратить внимание на следующие аргументы старшеклассника:

  • Там будут учиться мои друзья.
  • Мне нравится это направление.
  • Мне нравятся люди в этом направлении.
  • Я уже этим занимаюсь и хочу продолжать этим заниматься.

По каждому из этих аргументов надо задавать уточняющие вопросы, чтобы картина стала более полной и объемной. Только так можно найти лучший ответ. Ведь в конечном итоге весь этот конфликт возникает потому, что родители любят своих детей и волнуются за их будущее.

Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!
Лилия Хакимова
29 ноября 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты