21 и 22 июля на ВДНХ прошел масштабный форум Агентства стратегических инициатив, в рамках которого эксперты обсудили концепцию социально-экономического развития России до 2035 года (Учёба Live транслировала его пленарное заседание и лекцию «История промышленных революций»). Особое внимание политики, представители университетов и делового сообщества уделили тому, как необходимо обучать детей и молодых специалистов для того, чтобы в будущем они могли добиться успеха. Важность образования в контексте государственной стратегии развития подчеркнул и президент РФ Владимир Путин, посетивший мероприятие в день его открытия и ознакомившийся с инновационными проектами, которые были на нем представлены. «Во многом успех России через 10, 20, 30 лет зависит от того, какие знания, навыки мы сегодня дадим нашему подрастающему поколению», — сказал он.
Глава государства также провел заседание экспертного совета АСИ, на котором были одобрены проекты, претендовавшие на поддержку агентства. В их число вошли такие инициативы, как создание научно-исследовательского флота на базе беспилотного судна «Пионер-М» СевГУ, создание площадок цифрового конструирования и проектирования (так называемых фабрик будущего), привлечение наставников для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (проект «Наставники: не рядом, а вместе!»), расширение территории этнографического парка «Этномир», а также введение технологий обследования территорий с применением беспилотной авиации.
«Один, один, один»: Пушкин разговаривает с Путиным pic.twitter.com/dgsnWRXYDV
— Дмитрий Смирнов (@dimsmirnov175) 21 июля 2016 г.
Научно-исследовательский флот как новая модель образования
Беспилотное судно, на базе которого планируется создать научно-исследовательский флот «Пионер-М», в Севастопольском государственном университете построят уже летом этого года, а в 2018 году состоится первая студенческая морская экспедиция, которая позволит оценить его в действии. Заведующий кафедрой физики СевГУ Максим Евстигнеев рассказал корреспондентам «Учёбы.ру» о планах университета на будущее, а также о том, почему проект можно назвать революционным.
«Мы долго и достаточно мучительно шли к презентации проекта на форуме, поэтому на „празднование“ сил не хватило. Все, что мы успели сделать, — обсудить основные эмоции после форума поздно вечером в маленьком кафе неподалеку от нашей гостиницы.
Поскольку „Пионер-М“ находится на самой начальной стадии своей реализации, нам еще предстоит сделать очень много — больше, чем уже сделано. Сразу по приезду в Севастополь необходимо будет решить массу организационных и инфраструктурных вопросов, чтобы перейти на следующий этап реализации проекта.
Мы надеемся, что у нас получится создать новую образовательную технологию подготовки кадров для морской отрасли, в рамках которой будет устранен разрыв между компетенциями, приобретаемыми выпускниками вузов, и компетенциями, востребованными на рынке. Процесс формирования компетенций мы перенесем из отрасли на площадку вуза, и вовлечены в него будут не только преподаватели, но и практикующие специалисты и ученые. В ходе совместного проектирования судна студенты получат ценные навыки и смогут апробировать новые методы проектирования судов.
В будущем, я думаю, технология судостроения мигрирует в область автоматизации — полагаю, суда станут „печатать“ на 3D-принтерах. Кроме того, с течением времени все большую долю рынка судостроения начнут занимать беспилотные суда, которые смогут осуществлять экологический контроль, разведывать и добывать биологические, минеральные и энергетические ресурсы».
Участники форума — о будущем образования и труда
Корреспонденты «Учёбы.ру» пообщались с некоторыми участниками выставки проектов, получивших поддержку АСИ, и узнали о том, как может измениться сельское хозяйство, программирование, инженерия и другие сферы уже в ближайшем будущем. Всего на мероприятии было представлено свыше 100 различных инициатив, разделенных по нескольким секторам — «Индустрии будущего», «Медицина 2.0», «Детство», «Новое образование», «Чемпионаты», «Нейронет/Фуднет», «Робототехника» и «АСИ-Экспресс».
Фермерство будущего
«Мне кажется, что в будущем возникнет два вида фермерства. Первый — городские фермы, максимально приближенные к месту проживания большого количества людей, использующие так называемые indoor-технологии, когда растения выращивают в закрытых помещениях. Этим смогут заниматься горожане с фермерскими наклонностями. Они будут использовать фитотроны и самостоятельно контролировать грунт с помощью оборудования, доступного для обычного пользователя, даже в условиях квартиры.
Второй вид фермерства будущего — традиционное выращивание растений на открытых площадках. Для этого применяются и будут применяться технологии использования живых систем, и тут потребуются инженеры, ученые-химики и биологи. Это большая область знаний — способность понимать, как работает природа, и увеличивать за счет этого урожай. Например, задача: взять воду из воздуха. Как? Достаточно просто — с помощью мульчирования почвы, поддержания ее в рыхлом состоянии. Воздух, проходя через такую землю, осаживает воду».
Роботы на фермах
«На ферме могут пригодиться роботы. Это касается рутинных операций, связанных, допустим, с рыхлением почвы и ее поливом. Машины это сделают лучше нас. Но в каких-то случаях без людей обойтись нельзя: к примеру, в области планирования, когда специалист решает, как лучше выстроить систему живых элементов. То, что мы перестанем бегать с тяпкой, может, и хорошо. Можно ли это вообще назвать человеческим занятием?».
Программирование до школы
«Я думаю, что компьютерным технологиям, учитывая их возможный вред для здоровья, детей можно обучать примерно с шести лет. Не согласен, что всем в обязательном порядке надо изучать программирование, потому что есть гуманитарии, а есть „технари“. Человек, которому это не интересно, никогда не сможет стать хорошим программистом. Если мы хотим получить специалистов, то нужно ориентироваться на тех, кто искренне интересуется этой сферой. Я не уверен, что стоит глубоко обучать созданию программ ребенка, склонного к другим наукам.
Вместе с тем, всем детям, на мой взгляд, нужно давать общее понимание того, как работают технологии. Компьютерная грамотность нужна всем, сейчас без этого никак: иначе сложно даже просто найти информацию в интернете. Человек, не обладающий подобными знаниями и навыками, будет чувствовать себя белой вороной».
Почему роботы не заменят людей
«Технологии развиваются просто стремительно. Еще лет десять назад никто и представить себе не мог, что скоро все будут ходить с компьютерами, а сейчас даже у людей старшего поколения нередко есть смартфоны, и они выходят в интернет. Трудно представить, что нас ждет в будущем. Образование должно быть направлено на формирование правильного восприятия технологий у наших детей. Если мы хотим, чтобы темпы развития этой области и смежных областей не снижались, нужно выделять одаренных школьников и помогать им продолжать обучение в нужном направлении. Вместе с тем, я не склонен думать, что в будущем роботы заменят людей: машины ведь нужно, как минимум, строить, обслуживать, контролировать. Но вот появления новых специальностей, связанных с робототехникой, я не исключаю».
Неформальное образование
«Сейчас мы работаем над проектом неформального образования. Мы хотели бы изменить роль педагога в школах Татарстана, чтобы учителя стали наставниками и могли подсказывать ученикам возможные пути развития. Мы также делаем упор не на набор знаний, а на навыки, которыми необходимо обладать. Задача состоит в том, чтобы наладить контакт между недавними выпускниками и работодателями. Ведь сейчас компании часто испытывают недостаток в компетентных специалистах, но студентам при этом в целом всё же сложно трудоустроиться.
В „Университете талантов“ мы делаем упор на развитие так называемых soft skills: универсальных навыков коммуникации, обучения и командной работы, инициативности, предприимчивости, управления „ради результата“ и способности видеть цель. Компании сегодня тоже начали уделять этому больше внимания, ведь сотрудники с развитыми soft skills быстрее адаптируются и работают эффективнее. Возможно, в будущем такие навыки несколько трансформируются, но их суть останется прежней».
Новый подход к обучению инженеров
«В 90-е годы профессия инженера была не просто непопулярна — в некотором смысле инженер считался персоной нон грата. При том что это очень нужные люди, для всех отраслей промышленности. В результате создалась глупая с точки зрения рынка ситуация: существует гигантский спрос на инженеров (это касается не только компьютерных технологий, но и потребительских товаров, даже детских игрушек), но очень долго вузы в большом количестве выпускали не „молодых специалистов“, а „вчерашних студентов“ — людей с огромным багажом устаревших, бесполезных на практике знаний. При устройстве на работу большинству приходилось выкидывать весь этот багаж в окошко и учиться заново. Проектная работа, которой мы занимаемся в университете, — попытка научить будущих инженеров работать руками, сотрудничать с реально существующими заказчиками, принимать участие в разработке продуктов — не концепций на бумаге, а готовых изделий. Ведь их профессия становится все популярнее с каждым годом».
Профориентация для детей
«На мой взгляд, современным детям не хватает трех вещей: понимания, где они будут востребованы, осознания, почему им это будет по душе, и хороших привычек. К ним я отношу нацеленность на достижение результата и сохранение мотивации на протяжении долгого времени. На самом деле, мотивировать ребенка к учебе достаточно просто. Если у него возникает внятный ответ на вопрос „Зачем я это делаю?“, проблема решается легко.
Когда ребенку нужно задумываться о карьере? В начале подросткового возраста. В этот момент у человека социальные связи начинают превалировать над семейными, он формирует свои социальные привычки, с которыми дальше „пойдет по жизни“. Мы, к слову, с 11-классниками не занимаемся вообще: начинаем с 12 лет. Почему так? Дело в том, что у будущих выпускников, как правило, уже есть первичное представление о себе, и подвергать его сомнению — значит, разрушать их целостность. Надо, наоборот, стараться сформировать у школьников привычку к рефлексии и самомотивации до этого возраста».
Профессии будущего
«Никто не может внятно сказать, что нас ожидает в 2035 году, но есть гипотезы, некоторые из них выглядят неплохо. К ним я отношу проекты „Будущее глобального образования“ и „Атлас новых профессий“. Мы даже сделали настольную игру для родителей и школьников для знакомства с этими работами.
Впрочем, возникает вопрос: как проверить эти гипотезы? На мой взгляд, нужно пытаться сделать это вместе с компаниями, которые уже сейчас формируют будущее. Ведь именно у них выше всего уровень экспертизы».
Обсуждение материала
Оставить комментарий