Мой город — Ставрополь
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Рейтинг школ — 2016

25 августа опубликован рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2015/2016 учебного года.
Буланова Анна
Главный редактор Учеба.ру
07 сентября 2016
1 комментарий
Фото: sophiea / Flickr / CC BY 2.0

Обратите внимание, этот материал устарел. Смотрите более свежий материал на эту тему:

Рейтинг школ — 2017

10 лучших школ Москвы по версии рейтинга Департамента образования.

Рейтинг школ Департамента образования составляется по итогам каждого учебного года. Это первый официальный рейтинг средних учебных заведений в нашей стране, который в этом году вышел в пятый раз. Попасть в итоговый топ-300 считается престижным, к тому же по итогам рейтинга учебные заведения получают дополнительное финансирование в соответствии с системой грантов мэра Москвы. Школы, занявшие первые 20 строчек списка, получают по 15 млн рублей. Отличительной особенностью проекта является то, что он не требует сбора данных, а школам для участия не надо подавать заявку. Рейтинг составляется на основе информации о результатах деятельности школ, содержащейся в информационных системах Департамента образования Москвы, и в нем автоматически участвуют все государственные школы. В качестве основных показателей при составлении рейтинга используются результаты учащихся.

Для расчета итогового балла каждой школы применяются девять блоков критериев:

  • результаты ЕГЭ и ОГЭ;
  • результаты Всероссийской и Московской олимпиады школьников;
  • результаты независимых предметных и метапредметных диагностик в 4 и 7 классах;
  • результативность работы дошкольного отделения (количество дошкольников, перешедших в порядке перевода в 1 класс этой же школы);
  • эффективность работы школы по профилактике правонарушений;
  • эффективность работы школы с детьми-инвалидами;
  • результаты участия школьников в городских олимпиадах «Музеи. Парки. Усадьбы» и «Не прервется связь поколений»;
  • результаты участия во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства и соревнований по профессиональному мастерству движения Worldskills Russia;
  • результаты участия школ в командных соревнованиях по любительскому спорту.

Стоит отметить, что в течение всего времени существования рейтинга первое место удерживает лицей № 1535. В этом году лицей НИУ ВШЭ значительно улучшил свои позиции, поднявшись за год с 23 на 2 место. В нашем обзоре — тoп-10 школ Москвы и комментарии их выпускников.

Школы на карте

 

1. Лицей № 1535

Место в рейтинге
1
Классы
с 7 по 11
Профиль обучения
экономико-математический при НИУ ВШЭ, историко-филологический, социально-гуманитарный, медико-биологический при ПМГМУ им. Сеченова, психологический при психологическом факультете МГУ

Лицей № 1535 становится лучшей школой Москвы пятый год подряд. Он открылся на базе интерната № 14 с углубленным изучением китайского языка и раньше назывался «Экспериментальный лицей с востоковедческим уклоном при факультете ИСАА МГУ». Восточные языки с самого начала преподавались здесь наряду с английским и французским. Сейчас лицей № 1535 — одна из самых сильных языковых школ столицы с большим выбором разноплановых профилей обучения; он также является базовой школой Высшей школы экономики.

Алия Решетникова,
выпускница лицея № 1535

«Поступить в лицей мне удалось через курсы. Плюс, еще месяц занималась с репетитором английским. И все равно было достаточно сложно выдержать конкурс, но я справилась. Я училась в психологическом классе, который открыт в лицее при поддержке факультета психологии МГУ. Если кто-то решит выбрать этот профиль, заранее настраивайтесь на то, что работать придется очень много и очень серьезно. В 11 классе в неделю у нас было пять часов биологии, восемь — математики и еще пять — иностранного языка.

Отдельно нужно упомянуть историю, литературу и русский язык: эти предметы преподавалась в лицее на высшем уровне. Кстати, многие классы устроены таким образом, что ученики сидят не перед преподавателем, а вокруг него. Общеобразовательная программа дополнялась еженедельными лекциями по различным аспектам психологии, которые читали преподаватели МГУ и других ведущих вузов. Мы участвовали в научно-практических конференциях, мастер-классах, школах молодых ученых. Благодаря такой подготовке многие в лицее очень хорошо сдают ЕГЭ: в прошлом году более 200 ребят набрали по трем предметам от 220 баллов и выше».

 

2. Лицей НИУ ВШЭ

Место в рейтинге
2
Классы
с 10 по 11
Профиль обучения
экономика и математика; экономика и социальные науки; гуманитарное направление; дизайн; востоковедение; математика, информатика и инженерия; юриспруденция; психология и социальные науки

Лицей в составе Высшей школы экономики был открыт в 2013 году. Он стал первым в Москве учебным заведением, которое работает по новым стандартам образования. В образовательном процессе участвуют представители факультетов НИУ ВШЭ. Ученики самостоятельно выбирают образовательное направление, составляют индивидуальный учебный план, определяют, какой предмет будут изучать на базовом или профильном уровне. Также в учебный план всегда включена работа над индивидуальным проектом в формате первого самостоятельного научного исследования. Университетские и школьные преподаватели ведут уроки на основе собственных программ. Обучение в лицее не дает преимуществ при поступлении в НИУ ВШЭ, но уровень подготовки позволяет выпускникам претендовать на поступление в престижные вузы. В 2016 году в лицее было 30 призеров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, 34 — Московской олимпиады школьников. 302 выпускника из 381 набрали за три ЕГЭ более 220 баллов, 17 человек из них — стобалльники.

Артём Косилов,
выпускник лицея НИУ ВШЭ

«Главная особенность обучения в лицее — наличие индивидуальных учебных планов, составленных самим учеником в соответствии с его интересами и планами. Безусловно, здесь есть определенные рамки: количество часов, количество профильных предметов. По каждому предмету мы можем выбирать уровень обучения: например, можно выбрать между профильной и базовой математикой или профильным и базовым русским языком, в зависимости от направления обучения в вузе. В результате в плане должно быть не меньше трех и не больше четырех предметов на профильном уровне, а в целом количество учебных часов — от 33 до 37 в неделю. Занятия проходят парами, что весьма удобно, так как можно успеть гораздо больше, и меньше материала остается на домашнюю работу. На уроках нам зачастую предоставляют возможность самим находить ответы на определенные вопросы, поэтому разрешается использовать гаджеты».

 

3. Лицей «Вторая школа»

Место в рейтинге школ
3
Классы
с 6 по 11
Профиль обучения
физико-математический

Бывшая физико-математическая школа № 2 — одна из старейших профильных в Москве. В лицее практикуется вузовская система обучения: лекции, семинары, практические работы, зачеты, экзамены, чтение специальных курсов. Помимо математики, физики и программирования в школе углубленно изучается английский язык. На уроках по этим предметам класс делится на две группы, кроме учителей работают ассистенты (выпускники лицея), что позволяет более эффективно взаимодействовать с классом. Проводятся олимпиады, конференции и «математические бои», организуются летние школы. Ученики лицея показывают выдающиеся результаты на ЕГЭ. В 2016 году в школе было 23 стобалльных работ по разным предметам. Средний балл одиннадцатиклассников на ЕГЭ по математике — 84,1, по физике — 81,7, по русскому языку — 88,8. Половина выпускников учится на различных факультетах МГУ им. М.В. Ломоносова, остальные, в основном, выбирают МФТИ и НИУ ВШЭ.

Иван Шаповалов,
выпускник лицея «Вторая школа»

«В лицее я учился с 7 класса. Основным и единственным критерием выбора этого учебного заведения стал его профиль — физика, математика и программирование. Чтобы поступить, надо было пройти несколько психологических тестов и собеседование, сдать экзамены по математике, написать изложение и посетить четыре пробных урока по программированию. Учиться в лицее было сложнее, чем поступить. Мы изучали три вида математики, два вида физики, плюс были периодические лабораторные в качестве отдельного предмета. Химию нам преподавали с 7 класса. Семь академических часов в день были у нас нормой. Кабинет программирования практически всегда закрывался последним.

Весь последний год обучения был отдан под различного рода повторение и подготовку к основным экзаменам. Мы поочередно разбирали каждый тип задач и решали варианты прошлых лет. Также мы участвовали в различных олимпиадах. В лицее периодически устраивались консультации по решению типовых олимпиадных задач и разборы заданий с отборочных туров».

 

4. «Пятьдесят седьмая школа»

Место в рейтинге школ
4
Классы
с 1 по 11
Профиль обучения
физико-математический, социально-гуманитарный, химико-биологический

«Пятьдесят седьмая школа» — одна из самых известных физико-математических школ Москвы. Ее ученики 15 раз становились победителями международных математических и физических олимпиад, более 50 раз — всесоюзных и всероссийских олимпиад. Ежегодно 20-25 учеников становятся победителями Московской городской олимпиады по математике и физике. В старших классах все желающие привлекаются к рецензированию статей в техническом журнале «Квант». Большинство выпускников математических классов поступают в МГУ (механико-математический и физический факультеты), МФТИ. Более 220 выпускников школы сейчас учатся в аспирантуре математических факультетов лучших университетов мира (МГУ, Harvard, MIT, Berkeley и др.), а многие из них в этих университетах уже преподают.

Елизавета Кразаева,
выпускница «Пятьдесят седьмой школы»

«В школе № 57 я учусь с 1 класса, так что выбор школы, естественно, был за родителями. В школе мне нравится все. Во-первых, сам процесс обучения: каждый учитель действительно стремился привлечь наше внимание к изучаемому предмету. Нельзя сказать, что они ограничивались только школьной программой. Они всегда давали материал сверх нее, и это безусловный плюс. Кстати, нередко учителя — это бывшие выпускники нашей школы.

Классы часто ездят в другие города и страны, ходят в музеи, что способствует расширению кругозора. В школе очень серьезная подготовка к ЕГЭ. Естественно, учителя не могут заниматься с каждым учеником отдельно, поэтому на уроках дают как можно больше полезной информации, которая может пригодиться на экзаменах: и на ЕГЭ, и на вступительных испытаниях вуза. В целом, подготовка в вуз идет в рамках школьной программы: каждый сам выбирает свой дальнейший путь и, соответственно, сам решает, какие предметы для него важнее. Но, так или иначе, все ученики все равно вовлечены в подготовку по всем предметам».

 

5. Лицей № 1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана

Место в рейтинге
5
Классы
с 1 по 11
Профиль обучения
в старших классах
физико-математический

Под руководством преподавателей «Бауманки» школьники углубленно изучают алгебру, геометрию, математический анализ, физику, информатику, участвуют в физическом практикуме. Несмотря на общий для всех лицеистов физико-математический профиль обучения, в каждой параллели практикуется дополнительное разделение — классы с углубленным изучением английского языка и классы с углубленным изучением информатики. Тесная связь с базовым вузом — преподаватели, ознакомительная практика, посещение факультетов университета — способствует тому, что более 90% выпускников поступают в МГТУ им. Баумана. Большое внимание в лицее уделяется спорту и развитию творческих способностей школьников, здесь работают более 20 кружков и секций, в том числе радиокружок, рок-группа, вокально-инструментальный ансамбль, театральная студия.

Степан Огоньков,
выпускник лицея № 1580

«Наш лицей уже который год входит в число лучших учебных заведений Москвы. Чтобы поступить сюда, я сдавал экзамены по профильным предметам. Было довольно сложно, но при желании и соответствующей подготовке справиться с заданиями вполне реально. Вообще, наш лицей живет насыщенной жизнью: тут есть много кружков, буквально на любой вкус. Устраиваются концерты рок-группы лицея, спектакли, которые ставит наша театральная студия. Можно также заниматься теннисом, волейболом или баскетболом.

Подготовка к ЕГЭ начинается с 9 класса, так как программа по профильным предметам довольно серьезная. Поступить в „Бауманку“ и другие вузы можно и через олимпиады, в которых участвуют многие лицеисты. Кстати, чтобы мы лучше представляли себе МГТУ, во время летней практики нас знакомили с кафедрами университета».

 

6. Школа № 179

Место в рейтинге школ
6
Классы
с 1 по 11
Профиль обучения
в старших классах
математический, изобретательский, биологический

Школа, расположенная в центре Москвы, известна не только своими математическими классами, но и достижениями учащихся в области информатики и программирования. Лицо школы — Николай Николаевич Константинов. Именно он придумал и создал уникальную систему математического образования, применяемую сейчас в лучших московских школах. В математических классах — 11 часов математики в неделю (матанализ, алгебра, геометрия, математический практикум), три часа информатики, шесть часов физики. Математический курс ведет преподаватель с группой помощников — студентов или аспирантов. Биологический класс — один из старейших профильных в Москве, сотрудничает с биологическим факультетом МГУ, Институтом океанологии им. Ширшова, Институтом молекулярной биологии им. Энгельгардта. В программе обучения — выездные практики и выполнение самостоятельных научных работ. В школе большой процент выпускников, поступивших в вузы по олимпиадам.

Елена Крапивина,
выпускница школы № 179

«Я окончила школу несколько лет назад, а мой племянник поступил туда в прошлом году, пройдя серьезное испытание — письменное задание по математике и собеседование. Так вот, впечатления о школе и у меня, и у моего племянника абсолютно одинаковые! Главное — здесь уважают личность. Учителя — как добрые друзья, с которыми можно обсудить все, даже проблемы в личной жизни.

В школе очень интересно учиться, многие предметы преподаются по авторским методикам. Здесь не натаскивают на ЕГЭ, а просто учат так, что сдать его плохо невозможно. Почти 100% выпускников поступают в МГУ, МФТИ и НИУ ВШЭ. В школе очень домашняя атмосфера, много интересных кружков: современной драматургии, туристический, геологический. Ребята ездят на настоящую добычу камней и пород. Запомнились походы: Кавказ, Алтай, Хибины, просто в лес, поездки в разные города, на концерты, в музеи. В общем, если хотите получить качественное образование и бонусом — хорошее к себе отношение — нужно идти в 179-ю. Хотя предупреждаю: поступить будет трудно. И готовьтесь к тому, что после „нормальной“ школы вы на первых порах будете получать отметки ниже привычных, — но при желании и старании все наверстаете».

 

7. Специализированный учебно-научный центр (факультет) — школа-интернат им. А.Н. Колмогорова МГУ им. М.В. Ломоносова

Место в рейтинге
7
Классы
с 10 по 11
Профиль обучения
в старших классах
физико-математический, компьютерно-информационный, химический, биологический

В физико-математической школе-интернате учатся дети со всей России. Она готовит учеников к активной научной работе. Большинство учителей — профессора и преподаватели МГУ. СУНЦ — лидер среди российских школ по количеству лауреатов научных конференций, победителей олимпиад по физике, математике и информатике. Программа физико-математического класса приближена к первым двум курсам технических вузов. Среди предметов — олимпиадные задачи по математике, элементы теории вероятностей, элементарная теория чисел, физика микромира, техника физического эксперимента, молекулярная биофизика. Выпуск компьютерно-информационного класса ориентирован на факультет ВМиК МГУ. Его ученики посещают дополнительные лекции по информатике, выставки и конференции по информационным технологиям, изучают язык программирования Assembler, основы объектно-ориентированного программирования, операционную систему UNIX. Более 80% выпускников школы продолжают обучение в МГУ (физический, механико-математический, ВМиК факультеты), остальные, в основном, поступают в МФТИ, МИФИ.

Лиза Девятьярова,
выпускница СУНЦ

«C 8 класса СУНЦ МГУ был мечтой, которую мне непременно хотелось осуществить. Большинство учеников приезжает сюда из регионов. Я, например, из Кировской области. Для поступления сначала нужно было пройти региональные вступительные испытания, которые СУНЦ проводит в областных центрах. По их результатам приглашают в летнюю школу, рассчитанную на две недели. Занятия проходят по профильным дисциплинам — физике, химии, математике. На заключительном этапе абитуриенты пишут итоговые работы, от которых и зависит поступление.

Обучение в школе максимально приближено к университетскому. СУНЦ всегда был подразделением МГУ, а в настоящее время имеет статус факультета. Много занятий по математике — порядка шести часов в неделю — и физике — около четырех часов в неделю. К тому же в физико-математических классах проходит физический практикум. Что касается подготовки к ЕГЭ, то в школе стараются научить решать сложные, нестандартные задачи. Поэтому ученики успешно участвуют в различных олимпиадах и поступают в вузы по их результатам. Те же, кто поступает по ЕГЭ, сдают его успешно, потому что после такой насыщенной программы задания не кажутся сложными».

 

8. Московская гимназия № 1543 на Юго-Западе

Место в рейтинге
8
Классы
с 5 по 11
Профиль обучения
в старших классах
биологический, химико-физический, математический, историко-филологический

Биологическое отделение гимназии — одно из сильнейших подразделений в Москве по подготовке будущих специалистов в области биологии, медицины и смежных наук. Программа построена на изучении «полевых» (зоология, ботаника, гидробиология) и экспериментальных дисциплин, что позволяет учесть интересы и склонности большинства учеников. Учебный план сравним с первыми двумя курсами биологических факультетов вузов. В расписании — ботаника, зоология позвоночных, анатомия и физиология человека, цитология, генетика, история развития жизни, основы биохимии и молекулярной биологии. Большая роль отводится полевым практикам — по ботанике на Черном море, пресноводной гидробиологии в Тверской области, зоологии беспозвоночных на Белом море. Десятиклассники проходят лабораторную практику в научных институтах. Также в школе работает химико-физический класс, где ученики занимаются исследовательской работой, получают хороший уровень подготовки по химии, физике, биологии и географии. Выпускники гимназии демонстрируют выдающиеся результаты на олимпиадах и ЕГЭ по химии и биологии.

Петр Деев,
выпускник гимназии № 1543

«В гимназию я поступил без особого труда. Было два экзамена — по русскому языку и математике, а также собеседование с психологом. В конце 7 класса состоялось распределение по профилям. Выбираешь то, что тебе интереснее — биологию, математику, физику и химию или историю с литературой, проходишь испытания и затем углубленно изучаешь соответствующие предметы. Во время подготовки к ЕГЭ по математике трудные задачи мы разбирали на вечерних занятиях. К ЕГЭ по русскому языку нас готовили в полном объеме на уроках. Мы разбирали коварные вопросы в тестах и писали сочинения на заданные темы по критериям экзамена. Подготовка по остальным предметам была факультативной. Раз в две-три недели устраивались либо небольшие, либо масштабные репетиции экзамена.

Гимназия предоставляет неограниченные возможности для учебы и саморазвития. Ты можешь обсуждать алгоритмы поиска в классе информатики, ставить опыты для курсовой работы в классе физики или химии, слушать факультативные лекции преподавателей иностранного языка или играть в баскетбол, футбол, волейбол в школьной секции».

 

9. Многопрофильный лицей № 1501

Место в рейтинге
9
Классы
с 1 по 11
Профиль обучения
в старших классах
физико-математический, химико-биологический, социально-экономический

Новое здание необычной архитектуры построено по авторскому проекту специально для лицея в Тихвинском переулке. Достопримечательность лицея — огромное яйцо во внутреннем дворике. Что оно символизирует, авторы проекта не признаются, предоставляя каждому новому поколению лицеистов самому это решать.

Основной профиль обучения в школе — физико-математический, учебный процесс поддерживается базовыми вузами — МГТУ «Станкин» и МАДИ. В качестве факультативов ребята изучают изобразительное искусство, издательские технологии, компьютерную графику, социологию и психологию, историю мировых религий. В лицее есть много возможностей для внеклассной работы. Учащиеся занимаются в фотостудии, кружках вокала, гитары, немецкого и французского языка. Силами объединения «Юный журналист» выпускается газета «Лицейский вестник». На собственном крытом спортивном стадионе работают секции футбола, волейбола, баскетбола, большого тенниса, тренажерный зал. После реорганизации лицей стал центром образовательного комплекса, куда вошли несколько школ Тверского района.

Николай Стукалов,
выпускник лицея № 1501

«В программе упор делается на математику, физику и точные науки. Основные предметы физико-математического профиля — это геометрия, алгебра, физика, химия, черчение. Учебный день в лицее делится на пары, как в институте, а не на уроки. На профильных предметах каждый класс разделяют на группы. В 11 классе каждый ученик в течение года готовит проект с преподавателем из вуза и защищает его. Отличники получают за успехи в учебе стипендию: около 1000 рублей в месяц».

 

10. Лицей № 1502 при МЭИ

Место в рейтинге
10
Классы
с 1 по 11
Профиль обучения
в старших классах
физико-математический, информационные технологии, экологический, экономический, английский язык, английский + немецкий языки

Базовая школа Московского энергетического института. Ежегодно около 40% выпускников лицея поступают в МЭИ, а остальные, в основном, выбирают МГТУ им. Баумана, МГУ им. Ломоносова и НИУ ВШЭ. Во всех классах, вне зависимости от профиля, углубленно изучаются математика, физика, информатика, химия, английский язык. Во время семинарских занятий классы делятся на две подгруппы, на уроках по иностранному языку и информатике — на три подгруппы. Действует рейтинговая система оценки каждого школьника и каждого класса.

Лицей располагает хорошей учебной базой: лекционные аудитории, физические и химические лаборатории, четыре компьютерных класса, ресурсный центр автономного изучения иностранных языков, станция экологического мониторинга. Большое внимание уделяется спорту. В составе спортивного комплекса — несколько спортивных и тренажерных залов, бассейн, теннисный корт. Также здесь действует собственное лицейское телевидение LTV и выпускается лицейская газета.

Павел Гладков,
выпускник лицея № 1502

«Я выбрал лицей после того, как побывал в нем на Дне открытых дверей. Чтобы сдать вступительные экзамены, занимался на подготовительных курсах. Весной для тех, кто учится на курсах и набирает по результатам 7-8 баллов из 10 возможных, проводятся предварительные экзамены. Для меня они оказались нетрудными, так как целый год мы решали задачи экзаменационного типа. Подготовка к ЕГЭ ведется в лицее, по сути, с момента поступления. Все контрольные проводятся в формате Единого госэкзамена. Преподаватели готовы ответить на вопросы на консультациях. Очень часто мы писали диагностические работы по математике. В декабре сдавали зачет по физике и экзамены в формате ЕГЭ. На консультациях по физике решали, в основном, задания Части 1, чтобы набить руку. А задания Части 2 — на уроках физики. Благодаря такой подготовке постепенно исчезает страх: начинаешь понимать, что ЕГЭ — это не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Тот, кто решит поступать в лицей, должен понять, что ему придется частично „исчезнуть“ из своей прошлой жизни, так как учеба будет отнимать большую часть времени. Но я ни разу не пожалел о своем решении здесь учиться. Не представляю свои последние два года без тех людей, с которыми я познакомился, без тех эмоций, которые испытал, и без всех трудностей, которые пришлось преодолеть».

Буланова Анна
Главный редактор Учеба.ру
07 сентября 2016
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты