Мой город — Ставрополь
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Правила поступления: Новосибирский государственный университет

Чем различается практика геологов, геохимиков, нефтяников и геофизиков и для чего исследовать донные отложения озер? Об этом рассказал студент НГУ Анатолий Денисенко.
Ксения Яковлева
Редактор проекта Учёба.ру
12 ноября 2015

СУНЦ и геология

С самого детства я уже знал, что выберу техническую специальность. Много увлекался точными науками, особенно, физикой и химией, и ближе к окончанию школы даже видел себя в этих направлениях. Каждое лето к нам в город на месяц приезжала Летняя физико-математическая школа из Новосибирска, преподаватели которой работали в НГУ и СУНЦ НГУ (ФМШ). Я несколько раз побывал на этих курсах, даже занимал места на олимпиадах по математике. В итоге по результатам итоговых контрольных и собеседований я смог поступить в физико-математическую школу при НГУ, где проучился 11 класс. Обучение было очень интересным: я рад, что учился там. Ближе к сдаче ЕГЭ выбор будущего вуза и факультета встал уже прямым вопросом, на который нужно было отвечать как можно быстрее. В один прекрасный день я наткнулся на сайт геолого-геофизического факультета НГУ, и очень сильно им заинтересовался. Я понял, что те точные науки, которые мне нравятся, объединились под единым направлением — геология, которое я, собственно, теперь с большим интересом и изучаю.

Поступление

Поступить было достаточно несложно при должной подготовке, потому что баллы для поступления считались по сумме результатов экзаменов по математике, русскому языку и физике. К экзаменам по математике и физике в СУНЦ НГУ подготовка была на высшем уровне, поэтому упор в подготовке мне нужно было сделать только на русский язык. В СУНЦ просто была очень сильная подготовка, но и курсы подготовки к ЕГЭ там тоже есть.

Первые впечатления были незабываемыми. Все было неизвестным, новым, немного пугающим, но до жути интересным. Я будто бы попал в совсем другой мир, со своими порядками и правилами, которые только предстояло начать изучать. Скорее всего, наибольшее впечатление на меня произвел сам факт того, что я поступил в один из лучших вузов России и очень известный в мире.

Учат думать

Начну, пожалуй, с того, что можно выделить в первую очередь, — с плюсов. Самые главные плюсы — разностороннее развитие студентов и индивидуальный подход в преподавании. Нас учат думать. Нам дают развить себя как в науке, так и в своей специальности. На нашем факультете уже есть четыре направления обучения, каждое из которых подразделяется на более конкретные темы, а потом еще и еще. Тут, конечно, найти себя при таком огромном выборе достаточно непросто, но нам дают на первом курсе хотя бы определиться с одним из четырех направлений.

У нас есть возможность общаться с самыми разными людьми с других факультетов, что расширяет кругозор и развивает в разных направлениях. Еще один немаловажный плюс, который характерен не для всех факультетов, но присутствует у нас: начиная с третьего курса, а то и раньше, студенты начинают практиковаться в лабораториях, и эта практика определяет дальнейшее направление работы студентов, темы дипломов и прочего. Также в университете есть время, чтобы заниматься чем-то своим или найти себе хобби: у нас очень много кружков самых разных направлений. Я, например, занимаюсь в секции пауэрлифтинга, в которую я пришел с начала третьего курса, и успешно выступаю на соревнованиях.

Из минусов выдел, наверное, только самый явный — порой огромную загруженность, будто преподаватели сговариваются и устраивают все контрольные, коллоквиумы и сдачи заданий в одну неделю, что сильно может отразиться на учебном процессе. Ну и, чем выше курс, тем больше от нас требуют, тем больше в нас вливают информации и мы с большим старанием её усваиваем.

хочешь быть геохимиком — готовься много учить, считать и любить химию и геологию

Геологи, геохимики, нефтяники и геофизики

Практика — обязательная часть учебного процесса. После первого курса летом все студенты нашего факультета уезжают на свою первую практику на Алтай, где живут в полевых условиях и обучаются азам геологической работы в поле. Еда на костре, сон в палатках, мобильная связь часто отсутствует. В конце, конечно же, пишется отчет по практике и сдается зачет на оценку. После второго курса все четыре группы едут в Хакасию, чтобы пройти практику по геологическому картированию. То есть мы в течение месяца ходим по маршрутам и составляем геологическую карту определенной местности. По итогам так же пишется отчет и сдается зачет.

Практика каждой группы немного различается. Студенты направления «геология» проходят эту практику в течение полутора месяцев и изучают всё в самой подробной форме. Кроме того, карта у них гораздо больше, чем у остальных. Геохимики (то есть я) и нефтяники изучают все немного менее подробно в течении первого месяца, и карта у нас немного меньше. Студенты-геофизики занимаются картированием всего две недели, но затем у них проходит в том же месте геофизическая практика, которая длится месяц, и они изучают не только то, что находится на поверхности, но и на глубине, в том числе различные поля.

После месяца в Хакасии мы, геохимики, проходили еще одну практику на Байкале в районе Слюдянки и в Приольхонье. Это была минералогическая практика, то есть мы изучали минералы в различных карьерах (в том числе, побывали на действующем), месторождениях, а также в районах, в общем интересных для минералогии. Мы искали различные минералы, смотрели на их взаимоотношения друг с другом, определяли условия их образования и обстановки. Это была для меня самая лучшая и запоминающаяся практика, преподаватели относились к нам не к как к студентам, а как к коллегам, что было очень приятно и вдохновляюще.

Ну и конечно же, вместе со своей лабораторией геохимии благородных и редких элементов и экогеохимии я уже побывал этим летом на производственной практике, по теме которой и будет написан мой диплом.

Самые универсальные работники

Основные предметы для всех направлениях более или менее одинаковы только на первом курсе, далее изучаемые области начинают расходиться в соответствии с направлением, на котором учится студент. У геофизиков основной акцент делается на предметы, которые имеют прямое отношение к физике Земли, то есть на дисциплины, образованные на стыке физики, математики и геологии. Из особенностей могу отметить то, что геофизика очень серьезное и сложное направление, и к нему надо подходить, умея анализировать большие объемы информации.

Мы, геохимики, изучаем Землю и процессы, происходящие в ней, с точки зрения химии. Соответственно, у нас большой акцент делается на химию и ее подразделы. За четыре года я уже даже не смогу вспомнить, сколько различной химии у нас было. Особенность обучения такова: хочешь быть геохимиком — готовься много учить, считать и любить химию и геологию. Геохимики считаются самыми универсальными работниками. Студенты направления «нефть», конечно же, изучают по большей части все, что связано с нефтью, ее происхождением, поиском, добычей, составом и прогнозированием.

У студентов-геологов есть несколько направлений: в основном, они занимаются тектоникой и тектоническими движениями, палеонтологией, то есть изучением древних организмов, строением Земли в целом и её историей формирования. У этих студентов должно быть очень хорошее воображение и умение мыслить глобально.

Самыми любимыми моими предметами были минералогия, где мы изучали минералы, их взаимоотношения, химический состав, свойства и их происхождение, и петрография магматических и метаморфических пород, где мы занимались тем же самым, чем и на минералогии, только смотрели все на микроскопах в так называемых шлифах — это тонкие срезы пород толщиной 0,03 мм.

Кроме того, мне нравится геохимия и ее ответвления, где мы изучаем химический состав Земли и различных её составляющих, а также практические методы анализирования и обработки данных.

Геолог — это находчивый, компанейский и добрый человек

Преподаватели и студенты

Среди наших преподавателей много академиков, профессоров, докторов наук, то есть людей, добившихся многого за свою карьеру в геологии. Мой научный руководитель — профессор и доктор наук. Практически все преподаватели имеют как минимум степень кандидата в доктора наук.

Геолог — это находчивый, компанейский и добрый человек, эти качества есть у всех наших преподавателей. Поэтому мы дружим, особенно с теми, с кем вместе были на практиках.

Учитывая разнообразие направлений нашего университета, еще большее разнообразие есть и в студентах. Мы все отличаемся друг от друга, причем иногда очень кардинально. Однако нас объединяет одна общая большая цель, которая помогает нам идти вперед вместе.

Широкая дорога

Многие выпускники нашего факультета работают в мировых компаниях по добыче полезных ископаемых и в нефтегазовой промышленности. Нам открыта широкая дорога в науку, с которой мы и начинаем, работая в одном из институтов: нефтегазовой геологии и геофизики и институте геологии и минералогии. Студенты нашего факультета могут стать теми, кем хотят, только лишь приложив нужные усилия.

Сейчас я занимаюсь изучением донных отложений озер, их рациональным природопользованием, поиском полезных компонентов и регистрацией их загрязнения. Донные отложения озер — это илы и верхний слой, который называется «сапропель». Это биогенный ил. В США и странах Европы сапропелевые илы уже используют для добычи из них полезных компонентов. Наша лаборатория пока занимается только изучением и поиском таких озерных систем.

Дело в том, что эти илы концентрируют в себе полезные элементы, также мы можем регистрировать техногенное загрязнение осадков. Особо сильные пики при анализе проб соответствуют концу 40-х годов и 1963 году — это начало ядреных испытаний и ядерное разоружение соответственно, и 1986 году — это год всем известной аварии на Чернобыльской АЭС.

Мы ищем и полезные компоненты, и следы загрязнения. Полезные компоненты — это элементы таблицы Менделеева, чаще всего, металлы. Их добывают из сапропелевых илов и отправляют на производство. Также я слышал, что существует технология использования сапропеля как топлива, но об этом я мало осведомлен. Загрязнения регистрируются чаще всего по отдельным компонентам, как, например, по свинцу или цезию, которые находятся в атмосфере и выпадают вместе с осадками. Загрязнения отмечаются обычно несколькими пиками, как те три, про которые я уже упоминал выше. Полезные же компоненты мы регистрируем на протяжении всего разреза осадочных отложений. Устранять загрязнения, к сожалению, задача невероятно сложная, особенно загрязнения тяжелыми металлами.

В будущем я надеюсь посвятить себя работе в науке, мне это очень нравится. Меня привлекает неизвестность.

Ксения Яковлева
Редактор проекта Учёба.ру
12 ноября 2015

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты